Музейный час “В краю Оренбургской паутинки”

Оренбургский пуховый платок — символ Оренбургского края, его визитная карточка.
13 октября 2020 года в Оренбургской области стартует акция «Дни Оренбургского пухового платка» в целях возрождения национальных традиций, бережного отношения к истории Оренбуржья, как самобытного образца народного искусства.
В Абдулинском историко – краеведческом музее в честь Оренбургского пухового платка пройдёт музейный час «В краю Оренбургской паутинки».
Предлагаем отправиться в прошлое, чтобы рассказать о людях, стоявших у истоков пуховязального промысла. Итак, мы начинаем…
Пуховязальный промысел зародился в Оренбуржье в XVIII веке. По некоторым сведениям вязанием теплых шалей из козьего пуха занималось коренное население – калмыки и казахи. Даже в лютые морозы кочевые скотоводы одевались легко и не мерзли. Секрет их одеяний скрывался в подкладках, связанных из пуха коз. Только у кочевников шали были «глухими», без узоров.
После основания Оренбурга в 1743 году на Урал началось переселение выходцев из Поволжья и других уголков России. Сюда мигрируют представители разных сословий. Большую часть составляли казацкие семьи, из- за необходимости защиты юго-восточных границ Российской империи и созданием по указу Елизаветы Петровны Оренбургского казачьего войска.

Местом зарождения пуховязального промысла считается село Желтое Саракташского района Оренбургской области. Суровый климат и неплодородная земля плохо способствовали развитию земледелия. Для получения дополнительного дохода казачки занялись пуховязальным промыслом. Пух при прядении был невероятно тонким и мягким, он ни в какое сравнение не шел со льном и шерстью. Так однажды в руках мастерицы появился чисто женский элемент одежды – лёгкий пуховый платок. Мягко и легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты. В их основу легли мотивы оренбургской природы: бескрайняя степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины и ажурные снежинки.
Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Вязание изначально было источником дополнительного заработка, позже, когда платки стали востребованы, превратилось в источник основного дохода. Мастерство и опыт пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Настоящий расцвет оренбургского промысла пришелся на XIX столетие. Оренбургские платки блистали на выставках Парижа и Лондона. Они стали известны всему миру.
У истоков пуховязального промысла стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и учёные, исследователи, энтузиасты искусства. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков – русский чиновник, географ, историк и краевед. Еще он известен как первый историк Южного Урала.
В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и предложил организовать пуховязальный промысел в крае.
А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды Алена Денисовна взяла с собой в столицу белый пуховый платок, и он покорил столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии выписали благодарность, а Алёне Денисовне вручили медаль. В начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке Оренбургские пуховые платки поразили всех своей необычайность красотой.
Паутинка по сей день остается легендарным подарком из Оренбурга. Платки настолько пластичные, что могут быть продеты сквозь кольцо, а легенда гласит, что оренбургский платок целиком помещается в скорлупу гусиного яйца. Благородные кипельно-белый и серебристо-серый цвета тонко подчёркивают женскую красоту.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)
Принять
Отказаться