История одного шедевра. В.М. Васнецов “Иван-царевич на Сером Волке”

Картина Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке” 1889. Холст, масло. 249 x 187 см
Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926 ) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова , принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в духовной семинарии, но на последнем курсе оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Первые работы Васнецов были написаны на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.
Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке. Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.
Картина В.М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке” – самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета – захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену, которая полностью покорилась судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.
Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У него особенные глаза – человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги и самопожертвования.
Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то то можно увидеть, что герои словно парят над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь из сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.
Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Васнецов 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)
Принять
Отказаться